Навигационная неопределенность

Авиация общего назначения

Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 июля 2005 г. № 365, все транспортные средства, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2006 г., подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Самолеты, уже находящиеся в эксплуатации, должны быть доработаны к 1 января 2009 г. Однако ни директивных, ни нормативных документов по доработке ВС гражданской авиации до сих пор нет, как, впрочем, нет и доступной аппаратуры. Так что перевозчики пока не торопятся проводить дооборудование и события развиваются по сценарию, уже реализоваванному в ситуации с аварийными маяками.

Валентина АГАПОВА, генеральный директор НПП "АВИТЭКС", член технического комитета АЭВТ
Система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) введена в строй в 1993 г., однако работы по ее модернизации и разговоры о широком коммерческом использовании активизировались только в самое последнее время. В 2005 г. на орбите оставалось всего семь спутников и перспективы дальнейшего функционирования системы были неопределенны.
По состоянию на конец марта, согласно официальным данным Информационно-аналитического центра Федерального космического агентства, орбитальная группировка состоит из восьми работающих спутников, еще восемь временно выведены из эксплуатации и три находятся на этапе ввода. Поэтому максимальный перерыв навигации по территории России сейчас составляет 7,62 ч, а интегральная доступность навигации по территории России — 17,4%. Тем не менее в соответствии Федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система 2001-2010 гг." к концу текущего года на орбите должны находиться 18 спутников. Это означает, что на территории России ГЛОНАСС может начать функционирование в достаточном объеме. Впрочем, некоторые эксперты высказывают сомнение в том, что и такое количество спутников способно обеспечить стопроцентную непрерывную навигацию. В глобальном же масштабе ГЛОНАСС должна заработать к 2010 г. при наличии 24 космических аппаратов (для сравнения: GPS уже сейчас состоит из 30 спутников и по планам их количество будет доведено до 48, что обеспечивает точность определения местоположения пользователя в 10 раз выше, чем у ГЛОНАСС).
Более того, 1 января 2007 г. Минобороны, наконец, сняло все ограничения по точности определения координат пользователей ГЛОНАСС, препятствовавшие приобретению в свободное пользование высокоточной аппаратуры и крупномасштабных карт и тем самым мешавшие развитию широкого рынка пользователей системы. Ведется активное общение специалистов по GPS и по ГЛОНАСС, подписано совместное заявление о намерениях развивать сотрудничество. Таким образом, состояние ГЛОНАСС — под контролем правительства и особой озабоченности не вызывает.

Читайте также  Скрыться от наблюдения

Спутники есть, документов нет
Однако Постановление Правительства № 365 иначе как преждевременным назвать сложно. Его выполнение возложено на Федеральное космическое агентство, Министерство обороны, Минтранс, МЭРТ, Федеральное агентство по промышленности совместно ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (эта организация назначена оператором функциональных дополнений глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС). Но за истекшие почти два года авиационные власти не издали ни одного директивного документа: ни распоряжений, ни приказов. Данного вопроса касались лишь несколько информационных писем от Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов Ространснадзора, направленных в конструкторские бюро и авиакомпании. Отсутствие директивного документа приводит к тому, что перевозчики в основной массе пока и не начинали задумываться о необходимости очередного переоборудовании своего парка ВС.
С нормативными документами ситуация не лучше. Разработанный проект отечественных требований к аппаратуре ГЛОНАСС до сих пор не утвержден, поэтому ряд ключевых вопросов, касающихся идеологии и функций отечественного бортового оборудования, по-прежнему не сняты. Неясно, где устанавливать антенну и нужно ли ставить индикатор, для которого в кабинах подчас просто нет места. Нет общего понимания, насколько глубоко система должна быть интегрирована с другими системами самолета. Ничего не сказано по поводу возможности использования навигационной информации при посадке. Остается открытым вопрос о взаимодействии систем ГЛОНАСС и GPS. Отсутствие общей идеологии приводит к тому, что каждый образец разрабатывается по индивидуальному техническому заданию.
При этом стоимость конструкторской документации по установке оборудования на ВС запредельно высока.
В настоящий момент большая часть парка (порядка 1200 ВС) оборудована аппаратурой GPS, наличие которой обязательно при полетах за рубеж. Системами ГЛОНАСС оборудовано 76 самолетов (табл. 1). Около 10 самолетов находятся на этапе испытаний. Дооборудованию подлежат примерно 1600 самолетов и 950 вертолетов.
Тип БОСН Тип ВС Кол-во оборудованных ВС Кол-во БОСН на ВС Эксплуатант Примечание Таблица 1. Перечень типов ВС, оснащенных бортовым оборудованием спутниковой навигации (БОСН) ГЛОНАСС/GPS АБРИС Ан-124 10 1 АК "Волга-Днепр"   6 1 АК "Полет"   Ил-76ТД 1 1 АК "Авиалинии-400"   Ми-8ПС 2 1 ГТК "Россия"   Ми-8МТВ-1 4 1 АК UTair   Ми-26Т 2 1 НСИ-2000 Ил-76ТД 6 2 ОАО "Аэрофлот — РА"   4 1 НСИ-2000МТ Бе-200 4 2 МЧС РФ   Ту-334 1 3   Испытания Ил-96-300 2 3   Для Кубы СН-3301 Ан-3Т, Ан-38, Ан-140 12 1     БПСН-2 Ка-226АГ 1 1 АК "Газпромавиа" Испытания БПСН-2-01 Ту-214 1 1   Испытания Ту-204 1 1     СНС-2 Ту-334 1 2   Испытания Ил-114 1 2     Ил-96-300 1 2 ОАО "Аэрофлот — РА"   Ту-214 3 2 АК "Красноярские авиалинии"   Ту-204-300 4 2 Ту-204 8 2 ОАО "Владивосток Авиа"   СРПБЗ-П и АПДД Як-42Д 1 2 АК "Газпромавиа" Эксплуатационные испытания Итого

76

Be the first to comment on "Навигационная неопределенность"

Leave a comment