Странный бизнес

Из опыта работы своего небольшого предприятия отец извлек, а впоследствии вложил и в мою голову два правила ведения бизнеса: никогда не берись за капиталоемкий бизнес, так как имеешь шанс попасть в лапы банкиров (позднее я понял, что должен был более внимательно прислушаться именно к этому совету); во-вторых, в трудные времена гораздо выгоднее заниматься ресторанным бизнесом, поскольку как бы плохо ни шли дела, люди всегда хотят кушать.

Ли Якокка, "Карьера менеджера"

Проблемы появились неожиданно: в первые восемь месяцев текущего года рост пассажиропотока превысил 12%, что было совсем не похоже на катастрофу, однако на этом радужном фоне вновь снизилась доходная ставка и начались серьезные проблемы с обслуживанием долга. Сентябрьский локальный долговой кризис, к счастью, не повлек катастрофический последствий, проблемные перевозчики смогли частично рефинансировать задолженность и продолжить операционную деятельность. Но выводы отрасль должна сделать сейчас: когда начнется настоящий кризис, связанный с падением спроса, его глубина и острота будут несопоставимы с вчерашними проблемами.

Быстрее и дешевле

Выход из кризиса 2008-2009 годов был стремительным и не потребовал больших усилий от российских авиакомпаний. Уже в первом квартале 2010 г. начался восстановительный рост потребительского спроса, составивший 33,7% к I кварталу 2009 г. Восстановительный рост продолжался весь 2010 год, а с I квартала 2011 г. темпы роста спроса начали совпадать с ростом номинальной заработной платы (рис. 1). По нашим оценкам, от 85% до 90% прироста пассажиропотока в период после 2009 г. пришлось на частное потребление, т.е. спрос, оплаченный из собственных средств пассажиров. Оно — частное потребление — было локомотивом роста весь период между кризисом 2008-2009 гг. и началом экономической рецессии в конце 2014 г.

Читайте также  Аэропорт Шереметьево увеличил отрыв от московских конкурентов

Be the first to comment on "Странный бизнес"

Leave a comment