Пределы роста авиаперевозок в России

Российские авиакомпании в 2013 году перевезли почти 85 млн пассажиров — на 14% больше, чем годом ранее. Четыре года подряд темпы роста рынка измеряются двузначными числами. Это, с одной стороны, вселяет оптимизм, но с другой — побуждает задуматься о пределах такого роста. Тревожные сигналы отрасли авиаперевозок посылают макроэкономические индикаторы, в первую очередь динамика валового внутреннего продукта. Предкризисные явления в экономике могут не только прервать многолетний рост на воздушном транспорте, но и стать причиной сокращения пассажиропотока, к которому отечественные авиакомпании, похоже, не готовы.

Pынок авиаперевозок делится на две большие категории: B2B (business-to-business — деловые поездки) и B2C (business-to-customer — личное потребление). Корпоративный спрос зависит от уровня и состояния деловой активности, на которую оказывает влияние динамика валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного производства и внешней торговли (что имеет значение на международных воздушных линиях — МВЛ). Личное потребление услуг воздушного транспорта больше коррелирует с заработной платой и денежными доходами населения, а также с изменением валютных курсов (имеет значение на МВЛ). 

ВВП, зарплаты и цены  

Ключевой индикатор для корпоративного сектора — динамика ВВП, комплексно отражающая состояние экономики, а значит, и спрос на деловые перевозки. В долгосрочном периоде коэффициент линейной корреляции между ВВП и спросом на авиаперевозки превышает 0,8. Именно здесь кроется "нестыковка", которая привлекла к себе наше внимание: в последние два года темпы роста ВВП снижаются и в 2013 г. составили всего +1,3% (рис. 1). Пользуясь тесной связью между ВВП и спросом на авиаперевозки, мы рассчитали теоретические темпы роста пассажиропотока, ориентируясь на многолетнюю зависимость, с 1991 г. По нашим оценкам, в 2012 г. рост числа пассажиров должен был находиться в пределах 6%, а в 2013 г. — снизиться до 3%. Напротив, в этот период российские авиакомпании зафиксировали рост спроса, который составил 14–15%. Таким образом, зависимость от ВВП перестает корректно описывать состояние рынка авиаперевозок, что свидетельствует как о заметном преобладании личного спроса над деловым, так и о действии многочисленных вторичных факторов, играющих на повышение пассажиропотока.

Читайте также  Статистика авиаперевозок ГА России (март 2016)

Рис. 1. Зависимость динамики ВВП и пассажирских перевозок (2001–2013 гг.)

Be the first to comment on "Пределы роста авиаперевозок в России"

Leave a comment