Российские авиакомпании за год прошли большой путь — от относительной стабильности до малоприятного неопределенного состояния, когда в любой момент может начаться кризис, а отрасль лишится ведущих игроков. Но спрос на авиаперевозки продолжает расти двузначными темпами, а авиакомпании получают новые самолеты. Текущий год может стать рекордным за всю историю в части получения новой провозной емкости. По крайней мере, в первые восемь месяцев такой рекорд был поставлен: российские перевозчики получили 90 самолетов и 15,5 тыс. новых кресел.
Oтечественные авиакомпании завершают переходный период от переменных издержек на парк воздушных судов к постоянным. Еще 10 лет назад основные средства ничего не стоили — за редким исключением, они достались от советского "Аэрофлота" как бесплатное благо, что давало перевозчикам определенную гибкость в эксплуатации на фоне высокой сезонности потребительского спроса. Дефицита на рынке труда летных экипажей не было и в помине, поэтому летом можно было поднимать в воздух все, что летает, получая гарантированную прибыль, а в низкий сезон — ставить самолеты "к забору" до лучших времен. Массовый переход на подержанную иностранную технику в 2007–2009 гг. внес коррективы: необходимость выплачивать лизингодателю регулярные фиксированные платежи означала появление постоянных издержек. Пока еще не очень значительных, ведь в большинстве случаев речь шла о воздушных судах в возрасте свыше 10 лет. Но в кризис 2008–2009 гг. это поставило многих перевозчиков на грань (а бывало, что и за грань) выживания. Оказалось невозможным просто так взять и остановить часть парка: выручка на фоне падения объемов перевозок и тарифов уже не обеспечивала покрытия издержек.
Be the first to comment on "Обзор поставок воздушных судов российским авиакомпаниям"