Новые авиационные реалии

Складывающаяся в российской экономике ситуация по всем параметрам неблагоприятна для развития авиационной отрасли. Так что работать и развиваться (очень хочется надеяться, что именно развиваться, а не выживать) ей придется почти в экстремальных условиях. Но многие сложности были созданы задолго до сегодняшних непростых времен. Причем то, что еще вчера не казалось проблемой, сегодня представляет серьезную потенциальную опасность для отрасли.

Oсновополагающими макроэкономическими показателями как для планирования, так и для оценки уже произошедшего в сфере авиационных перевозок можно считать динамику изменений валового внутреннего продукта и частично производных от него реально располагаемых доходов населения. Российские реалии добавляют к этому и динамику курса рубля, которая порой играет ключевую роль в предпочтениях потенциальных пассажиров.

Причем многолетний опыт показывает, что гармоничным является рост авиаперевозок с темпами, примерно в два раза превышающими динамику ВВП. Российская действительность на протяжении нескольких лет опровергала это правило. В последний раз это соотношение "соблюдалось" в 2008 г. А вот посткризисные годы, начиная с 2010-го, демонстрировали полное преимущество авиаперевозок по сравнению с макроэкономикой. Причем на волне восстановления платежеспособного спроса и бизнес-активности в стране (2010 г.) соотношение превышало 5. Второй раз эта отметка была пройдена в 2012 г. — при явной тенденции к постепенному спаду в экономике перевозки продолжали расти.

Тогда это вызывало радость и оптимизм — растем опережающими темпами, несмотря ни на что. Но при этом на второй план отходили "мелочи". Соотношение между ростом перевозок и динамикой ВВП не случайно. Именно увеличение национального богатства должно приводить к росту числа летающих граждан (а не перевезенных пассажиров). Сколько их у нас было и сколько стало, точно не знает никто. Существуют только очень сильно разнящиеся оценки — от 5 до 10 млн чел. И та и другая цифра мизерна по сравнению с населением страны. А если нет реального притока, то начинается активная борьба за тех, кто уже и раньше активно использовал воздушный транспорт. 

Читайте также  Динамика роста пассажиропотока казахстанских авиакомпаний сократилась в 3,4 раза

Финансовые результаты авиакомпаний, млрд руб.

Be the first to comment on "Новые авиационные реалии"

Leave a comment