Маяки заводят в кризис

Авиация общего назначения

Приближается очередная критическая дата в сюжете об обязательном оснащении российских воздушных судов автоматическими аварийными маяками (см. АТО # 58, стр. 6; № 59, стр. 4). Как известно, согласно приказу № 17 Минтранса РФ от 28 августа 2004 г. "О дополнительных мерах по обеспечению воздушных судов гражданской авиации автоматическими аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ" все гражданские ВС необходимо было оборудовать маяками до 1 января 2005 г.
Эти меры соответствуют как рекомендациям ICAO (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, часть I, пункт 6.17), так и российским нормативам (распоряжение № НА-290-р Минтранса от 1 октября 2003 г. "Об оснащении ВС, выполняющих полеты в воздушном пространстве РФ, аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ"). Однако в приказе № 17 требуется наличие на ВС автоматического маяка и установлены крайне жесткие сроки внедрения.
В ноябре прошлого года стало ясно, что уложиться в срок до 1 января не удастся. Не было не только радиомаяков АРМ-406П и АРМ-406АС-1 в должном количестве, для большинства типов ВС отсутствовала даже конструкторская и эксплуатационная документация. Поэтому Минтранс приказом № 48 от 23 декабря 2004 г. скорректировал сроки. Для тех типов ВС, на которые документация была готова до 1 декабря 2004 г., запрет на полеты неоснащенных самолетов был перенесен на 1 июля текущего года, а на остальные типы — на 1 января 2006 г.
Одновременно удалось решить и одну международную проблему — европейские авиационные власти ввели с 1 января 2005 г. запрет на полеты в своем воздушном пространстве самолетов, не оборудованных системами раннего предупреждения о приближении к земной поверхности с функцией оценки рельефа в направлении полета (СРППЗ, TAWS — Terrain Awareness Warning System). России удалось получить отсрочку на год — СРППЗ "разменяли" на автоматические радиомаяки, поскольку требования о их наличии российские власти распространяют на любые ВС.
Две удачи подряд (с маяками и СРППЗ) вселили в руководителей многих авиакомпаний опасные надежды на то, что так пойдет и дальше, то есть новые сроки будут опять отодвинуты. И объективные основания для этого, вроде бы, имеются: по состоянию на май 2005 г. не было документации для самолетов Ту-204, Ил-114, Ил-103, Ан-32, Ан-38 и Ан-74, вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ка-26 и Ка-32. Уже сейчас понятно, что ситуация с оснащением парка вертолетов до 1 января стала критической.
Однако не менее критическая ситуация складывается с теми типами ВС, документация на которые уже готова. По данным источника АТО в Федеральном агентстве по промышленности, перенос сроков запрета привел к заметному спаду темпов оснащения ВС радиомаяками. По состоянию на май маяками было оборудовано 388 ВС, причем в январе было оснащено 85 ВС, в феврале — 17, в марте — 65 ВС. Впрочем, нельзя исключать, что на эти темпы влияет и скорость изготовления радиомаяков на опытном производстве ФГУП НИИ Космического приборостроения. Так или иначе, видно, что ежемесячно дорабатывается менее 100 ВС. Поскольку по состоянию на май не были оснащены маяками 466 ВС типа Ту-154, Ту-134, Ил-96-300, Як-42, Ан-24, Ан-26 и Ан-124, становится очевидно: за оставшийся месяц, к 1 июля, в самый разгар летних перевозок, недоработанными останутся около 400 ВС, причем самых распространенных типов.
На вопрос, чего ждать от властей, начальник Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов "Ространснадзора" Андрей Елистратов заявил корреспонденту АТО: "Надзорная служба действует в строгом соответствии с указаниями Минтранса — в установленные им сроки эксплуатация ВС, не оснащенных аварийными радиомаяками, будет приостановлена".
На момент подписания номера АТО в печать новые сроки определены не были, более того, как следует из поручения министра транспорта Игоря Левитина от 19 апреля 2005 г. (№ ИЛ-26/2314), дальнейший перенос установленных сроков выполнения работ не предусматривается.
Так что можно ожидать проблем. Однако руководители авиакомпаний, как ни парадоксально, никакого беспокойства не испытывают. Вероятно, общие взгляды авиаперевозчиков выразил заместитель технического директора одной из авиакомпаний: "Мы заблаговременно заключили контракты с ФГУП НИИ КП на поставку радиомаяков и с организацией, занимающейся их установкой на ВС, сделали 100%-ную предоплату и ждем, когда они выполнят свои обязательства".
Позиция понятна, и едва ли у чиновников поднимется рука останавливать полеты авиакомпаний, которые сделали все от них зависящее. Вопрос только в том, когда все это будут выяснять — до 1 июля или после того, как полеты необорудованных ВС будут приостановлены и придется в авральном порядке принимать какие-то решения. Так что если авиаперевозчики не соберутся для согласованных действий, можно ожидать если не полномасштабного срыва летней навигации, то по крайней мере серьезных перебоев в полетах некоторых компаний.

Читайте также  NASA оставит самолеты без вторых пилотов

Be the first to comment on "Маяки заводят в кризис"

Leave a comment